Большой справочник технических характеристик автомобильных двигателей

ГлавнаяЗМЗЗМЗ 21/21А (ГАЗ 21) Волга

ЗМЗ 21/21А (ГАЗ 21) Волга

Двигатель ЗМЗ 21/21А (ГАЗ 21) Волга

Краткое описание

Двигатель ЗМЗ 21 (он же ГАЗ 21, который разрабатывался и выпускался на автозаводе ГАЗ в первые годы производства автомобиля Волга) предназначен для установки на седан среднего класса ГАЗ 21 “Волга” и его модификации. Двигатель использовался на микроавтобусах РАФ и фургонах ЕрАЗ. На основе оригинального мотора ГАЗ-21 были разработаны двигатели УМЗ.
Особенности. Конструктивно двигатель ЗМЗ 21 ничем не отличается от известного нам мотора ЗМЗ-402 (ведь он его прародитель), что устанавливался на более поздние модели Волги и на автомобили ГАЗель. Основные отличия: водяной насос установлен на ГБЦ; головка с клапанами меньшего диаметра (впуск 44, выпуск 36 мм), каналы имеют прямоугольный вид; впускной коллектор прямоугольного сечения с площадкой под однокамерный карбюратор; два неполнопоточных масленых фильтра - грубой и тонкой очистки; на блоке цилиндров сверху имеется поверхность для фиксации гиль; используются сталебаббитовые вкладыши.
Все семейство моторов ЗМЗ по максимуму унифицировано и моторы вполне взаимозаменяемы с незначительными доработками. Моторы от УАЗов (УМЗ 417) практически идентичны двигателю ЗМЗ 21 (ГАЗ-21). На основе ЗМЗ-21А был создан двигатель УМЗ-451, отличия между ними минимальны.
Двигатели ЗМЗ 21Е / 21Д устанавливались на 21-ую Волгу шедшую на экспорт. За счет повышенной степени сжатия, моторы развивали 80-85 л.с. а крутящий момент составлял 166,7 Н•м.
Ресурс двигателя составляет в среднем 120-150 тыс. км, после чего он нуждается в капитальном ремонте.

Характеристики двигателя ЗМЗ 21/21А (ГАЗ 21) Волга

ПараметрЗначение
Конфигурация L
Число цилиндров 4
Объем, л 2,445
Диаметр цилиндра, мм 92,0
Ход поршня, мм 92,0
Степень сжатия 6,7
Число клапанов на цилиндр 2 (1-впуск; 1-выпуск)
Газораспределительный механизм OHV
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала 51,5 кВт - (70-75 л.с.) / 4000 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала 170 Н•м / 2200 об/мин
Система питания Карбюратор К-22И, К-105, К-124
Рекомендованное минимальное октановое число бензина А-72, А-76
Экологические нормы Евро 0
Вес, кг 180

Конструкция

Четырехтактный четырехцилиндровый бензиновый карбюраторный с контактным распределителем зажигания, с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с нижним расположением одного распределительного вала. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки – под давлением и разбрызгиванием.

Блок цилиндров - литой, алюминиевый. В блок установлены чугунные гильзы мокрого типа, под гильзами резиновые кольца. Алюминиевые лужёные поршни со смещенным отверстием под поршневой палец на 1,5 мм вправо для снижения шумности мотора. Поршень имеет два компрессионных и одно маслосъёмное кольцо.
Коленчатый вал и распредвал ГАЗ-21. Коленвал пятиопорный, литой из чугуна, вкладыши сталебаббитовые. Используется набивка сзади. На первых двигателях задняя шейка коленвала шире остальных.
Головка блока цилиндра отлита из алюминия, имеет вставные чугунные сёдла клапанов. Клапаны оснащаются одной пружиной и приводятся в действие через коромысла.

Другие двигатели ЗМЗ