Большой справочник автомобилиста
Автомобили, двигатели, ТО, характеристики

Двигатель ЗМЗ 406 - устройство, характеристики, обслуживание

Двигатель ЗМЗ 406 – это 2,3-литровый бензиновый атмосферный четырехцилиндровый силовой агрегат с инжекторным впрыском топлива (в версии 4062.10) либо с карбюраторным впуском (4061.10 и 4063.10) производства Заволжского моторного завода. Данный мотор пришёл на смену классическому нижневальному мотору объёмом 2,4 литра с индексом ЗМЗ-402 и на 1997 год это был вполне неплохой современный ДВС. Двигатель ЗМЗ 406 устанавливали на многие популярные модели автомобилей Горьковского автомобильного завода, такие как седаны ГАЗ Волга 3110, 3102, 31105 и коммерческие грузовики и фургоны ГАЗ-3302 ГАЗель.

Технические характеристики ЗМЗ 406 2.3 л

Годы выпуска 1997 - 2008
Место производства России, г. Заволжье
Маркировка 406
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Вид топлива Бензин
Мощность 100 - 145 л.с.
Точный объем двигателя 2286 куб.см
Количество клапанов 16
Привод клапанов DOHC, цепь
Материал блока цилиндров Чугун
Материал головки блока цилиндров Алюминий
Ход поршня 86.0 мм
Диаметр цилиндра 92.0 мм
Система питания Распределённый впрыск топлива MPI
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об/мин 130 (96) / 5200
131 (96) / 5200
145 (107) / 5200
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об/мин 188 (19) / 4000
201 (21) / 4000
206 (21) / 4000
Степень сжатия 9.3:1
8.0:1
Требование к топливу Бензин АИ-92
Экологические нормы Евро-0, Евро-2
Выброс CO2 - г/км
Расход топлива, л/100 км 11 - 13.5
Наличие системы старт-стоп Нет
Вес двигателя 185 кг

Номер двигателя ЗМЗ 406

Номер двигателя ЗМЗ 406 расположен с левой стороны блока над бобышками крепления передней опоры двигателя.

Устройство двигателя ЗМЗ 406 2.3

От своего предшественника ЗМЗ 402, двигатель ЗМЗ 406 отличается кардинальным образом. В основе двигателя лежит чугунный блок, на который сверху установлена алюминиевая 16-клапанная ГБЦ с гидрокомпенсаторами и двумя распределительными валами с приводом от цепи ГРМ. Голова накрыта алюминиевой клапанной крышкой, выкрашенной в голубой цвет. Установлен инжекторный впрыск топлива с электронным управлением и электронная система зажигания с двумя катушками, прикрученными к клапанной крышке сверху. Впускной коллектор отлит из алюминиевого сплава. На нём закреплён механический дроссельный узел и 4 топливных форсунки с топливной рампой. Выпускной коллектор сделан из чугуна.

Карбюраторные версии 406-го имели соответствующий впускной коллектор под карбюратор К-151Д, а самая слабая 100-сильная версия ЗМЗ 4061.10 отличалась пониженной до 8 единиц степенью сжатия под возможность заправляться 76-ым бензином. Моторы ЗМЗ 4061.10 и ЗМЗ 4063.10 ставили исключительно на Газели. Стоит отметить, что на базе 406-го мотора был разработан 2,5-литровый ДВС с индексом ЗМЗ 405, который увидел свет в 2000 году. Этот агрегат предполагалось использовать на перспективной модели ГАЗа – на автомобиле среднего класса ГАЗ-3111 «Волга».

Данный 2.3-литровый мотор с маркировкой 406 устанавливался на следующие автомобили:

  • ГАЗ 3102 Волга (1992 - 2008), 2 поколение
  • ГАЗ 3110 Волга (1997 - 2004), 1 поколение
  • ГАЗ 31105 Волга (2003 - 2009), 1 поколение
  • ГАЗ 3111 Волга (1999 - 2002), 1 поколение

Обслуживание 406 - масло, свечи, фильтры

Ниже представлена информация какое масло подходит для двигателя 406, его объём и допуски, а также артикулы фильтров, свечей и периодичность их замены.

Объём масла в двигателе 406 6.0 литров
Интервал замены масла и масляного фильтра Каждые 15 000 км пробега или раз в 1 год
Какое масло лить в 406 5W-30, 5W-40
Масляный фильтр для 406 4061012005
Интервал замены воздушного фильтра, артикул Каждые 15 000 км, номер 3110110901310
Интервал замены свечей зажигания, артикул Каждые 45 000 км, номер 40623707008
Интервал замены ремня/цепи ГРМ, артикул Цепь ГРМ, ресурс 150 000 км, номер 040600100604010

Только для справки! Пожалуйста, воспользуйтесь руководством по эксплуатации своего автомобиля, чтобы подтвердить данные по обслуживанию!

Проблемы и недостатки двигателя 406

В плане надежности, мощности и экономичности, новый двигатель ЗМЗ под индексом 406 сделал огромный шаг вперед по сравнению с тем, что мог предложить 402-ой мотор родом из 50х годов прошлого столетия. Но в то же время этот агрегат нельзя назвать идеальным, а многим он и вовсе пришелся “не по душе”.

У двигателя было довольно много проблем с долговечностью цепи ГРМ, успокоителей и гидронатяжителей. Иногда цепь растягивалась уже к 100 000 км пробега, а порой выхаживала более 200 000 км. Такой разброс говорил о нестабильном качестве комплектующих и низкой культуре производства – проблема, которая в то время затрагивала многие отечественные автозаводы. Неоспоримым плюсом являлось то, что при обрыве цепи ГРМ двигатель не гнул клапаны. Ресурс гидрокомпенсаторов не превышает 50 000 км. Да, регулировать зазоры клапанов не нужно, но частая замена гидрокомпенсаторов всё-таки ощутимо бьёт по карману. Ещё одним частым явлением для этого двигателя являлся перегрев по вине неисправности системы охлаждения двигателя.

Часто владельцы боролись с завоздушивания системы охлаждения, течами антифриза в разных местах, а также течами моторного масла (много проблем доставляет клапанная крышка и её прокладки). Также много жалоб поступало на ненадежную электрику. Нередко мотор начинал троить, падала мощность или вообще он глох и отказывался заводиться, что указывало на неисправность либо катушек зажигания, либо датчика положения коленвала или РХХ.

Ресурс и надежность двигателя 406 2.3 л

В общем и целом, этот мотор может неожиданно подкинуть неприятные сюрпризы своим владельцам, но в то же время при должном уходе и своевременном текущем ремонте двигатель ЗМЗ 406 способен наматывать сотни тысяч километров, а капитальный ремонт стоит недорого. Именно поэтому у данного ДВС имеется множество поклонников. К сожалению, в наши дни живых экземпляров осталось не так много и к тому же имеются проблемы с поиском качественных запчастей. Если говорить о долговечности и ресурсе мотора ЗМЗ 406, то в среднем он ходит по 250 000 - 300 000 км.

Заметили ошибку? Пожалуйста, напишите нам об этом.