Большой справочник автомобилиста
Автомобили, двигатели, ТО, характеристики

Двигатель ЗМЗ 409 - устройство, характеристики, обслуживание

Двигатель ЗМЗ-409 представляет собой 2,7-литровый бензиновый атмосферный четырехцилиндровый силовой агрегат производства Заволжского моторного завода. Данный мотор появился в 2000 году, и он принадлежит 406-ому семейству, к которому также относятся версии 2,3 литра ЗМЗ-406 и 2,5 литра ЗМЗ-405. Мотор ЗМЗ 409 устанавливался на множество различных моделей автомобилей марки УАЗ (Симбир, Патриот, Хантер и другие) в различных исполнениях, отличных по оснащению, по мощностным показателям и вредным выбросам. Так, мощность этого ДВС варьируется от 112 до 144 л.с., а экологический класс может соответствовать Евро-2, Евро-3 или Евро-4.

Технические характеристики ЗМЗ 409 2.7 л

Годы выпуска 2000 - настоящее время
Место производства России, г. Заволжье
Маркировка 409
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Вид топлива Бензин
Мощность 112 - 144 л.с.
Точный объем двигателя 2693 куб.см
Количество клапанов 16
Привод клапанов DOHC, цепь
Материал блока цилиндров Чугун
Материал головки блока цилиндров Алюминий
Ход поршня 95.5 мм
Диаметр цилиндра 94.0 мм
Система питания Распределённый впрыск топлива MPI
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об/мин 112 (82) / 4250
117 (86) / 4250
128 (94) / 4600
133 (98) / 4400
135 (99) / 4600
144 (106) / 4400
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об/мин 198 (20) / 2500
208 (21) / 3000
211 (22) / 3200
217 (22) / 3900
221 (23) / 3200
223 (23) / 4000
Степень сжатия 9.0:1
9.1:1
Требование к топливу Бензин АИ-92
Экологические нормы Евро-2, Евро-3, Евро-4
Выброс CO2 - г/км
Расход топлива, л/100 км 13.5 - 17
Наличие системы старт-стоп Нет
Вес двигателя 190 кг

Номер двигателя УАЗ ЗМЗ 409

Номер двигателя ЗМЗ 409 расположен с левой стороны блока над бобышками крепления передней опоры двигателя.

Устройство двигателя УАЗ ЗМЗ 409

409 мотор построен на базе 2,5-литрового двигателя ЗМЗ 405, от которого он получил чугунный блок цилиндров. Рабочий объём двигателя в 2,7 литра был достигнут за счет нового коленчатого вала с увеличенным с 86 мм до 94 мм ходом поршня. Установлены новые поршни, у которых палец смещён на 4 мм ближе к днищу, так как шатуны оставили прежние. Сверху блока стоит 16-клапанная алюминиевая ГБЦ с гидрокомпенсаторами и двумя распредвалами с приводом от цепи ГРМ. Мотор оборудован инжекторным впрыском топлива и своим отлитым из алюминиевого сплава впускным коллектором.

За более чем 20-летний период производства, основная конструкция двигателя не претерпела никаких серьёзных изменений. Но в то же время, существует огромное количество версий 409-го мотора, отличающихся между собой по настройкам ЭБУ, самой компонентной базой, различными узлами и компоновочными решениями. В настоящее время последней итерацией этого ДВС является 150-сильный двигатель ЗМЗ Про.

Данный 2.7-литровый мотор с маркировкой 409 устанавливался на следующие автомобили:

  • УАЗ 3159 (1999 - 2008), 1 поколение

Обслуживание 409 - масло, свечи, фильтры

Ниже представлена информация какое масло подходит для двигателя 409, его объём и допуски, а также артикулы фильтров, свечей и периодичность их замены.

Объём масла в двигателе 409 7.0 литров
Интервал замены масла и масляного фильтра Каждые 15 000 км пробега или раз в 1 год
Какое масло лить в 409 5W-30, 5W-40
Масляный фильтр для 409 210800101200508
Интервал замены воздушного фильтра, артикул Каждые 30 000 км, номер 316006110908000
Интервал замены свечей зажигания, артикул Каждые 30 000 км, номер 040520370700010
Интервал замены ремня/цепи ГРМ, артикул Цепь ГРМ, ресурс 150 000 км, номер -

Только для справки! Пожалуйста, воспользуйтесь руководством по эксплуатации своего автомобиля, чтобы подтвердить данные по обслуживанию!

Проблемы и недостатки двигателя 409

К сожалению, двигатель ЗМЗ 409 не может похвастать высокой надежностью, так как неисправности с ним случаются регулярно. Довольно часто владельцы сталкиваются с перегревом двигателя по вине отказа термостата и завоздушивания системы охлаждения. Из-за перегрева может потрескаться ГБЦ, повести постели распредвалов. Нередкая проблема - клин гидронатяжителя цепи ГРМ, сопровождающийся разрушением башмака и перескоком цепи (клапаны, кстати, не гнёт). В отзывах о моторе часто упоминают о проблемах с течами масла – текут сальники коленвала, прокладка клапанной крышки. Ещё можно отметить малый ресурс гидрокомпенсаторов, которые могут попросить замены уже на пробеге в 50 000 км. В остальном же, основная масса неисправностей данного агрегата происходят по причине низкого качества производства деталей и сборки, а также недолговечных электронных компоненты (ДАД, ДМРВ, датчик детонации, катушки зажигания и т.д.).

Ресурс и надежность двигателя 409 2.7 л

В общем, двигатель ЗМЗ 409 практически полностью унаследовал все достоинства и недостатки мотора ЗМЗ 406. Это мощный мотор с хорошим крутящим моментом, он неприхотлив к качеству топлива, прост в ремонте и обслуживании, запчасти стоят копейки, а с их доступностью нет никаких проблем. Поломки случаются и особенно часто при интенсивной эксплуатации в экстремальных условиях, что сильно разочаровывает, ведь автомобили УАЗ для таких условий и создаются. Но в целом у мотора ЗМЗ-409 хороший ресурс и при должном уходе, своевременном обслуживании, регулярной замене моторного масла, он может отходить более 300 000 км.

Заметили ошибку? Пожалуйста, напишите нам об этом.